К а к   с н и м а л и  «Г о р д о с т ь   и  п р е д у б е ж д е н и е»

г л а в а  5

М у з ы к а


На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

«Мы представили, что для бала в Незерфилде мисс Бингли вызвала музыкантов из Лондона, поэтому для съемок эпизода была собрана большая группа с более сложными инструментами»
Карл Дэвис
(см.увел.кадр)
Люси Робинсон (миссис Херст) играет на фортепьяно.
(съемка сцены)
«Мне прислали ноты музыкальных отрывков за месяц до начала съемок. Впервые снимаясь в кино, я думала, что, возможно, мне придется самой исполнять музыку. Я никогда так много не репетировала! Но когда начались настоящие съемки, оказалось, что фортепьяно — немое, а мне дали наушники, в которых звучала музыка, исполняемая Карлом Дэвисом, и я должна была только иммитировать игру. Не знаю, какое из чувств было сильнее тогда: облегчение или разочарование»
Эмилия Фокс
«Я свела с ума своего жениха, репетрируя танцевальные мелодии по два часа в день.В конце концов, он, увидев, что я сажусь за пианино, тут же отправлялся на долгую прогулку»
Люси Брайерс
Партитура Карла Дэвиса: «Забавно было представлять, а не написал ли это Гайдн или какого-нибудь неизвестный ученик Шуберта»
Готовая партитура для сессии звукозаписи
Карл Дэвис дирижирует. «Я был пленен этой замечательной книгой и следовал за Джейн Остин, музыкально комментируя ее»
Карл подбирает музыку к эпизоду при помощи видеозаписи
Мэлвин Тан и Карл Дэвис обсуждают партитуру
Мелвин Тан играет тему Дарси на клавесине
В студии звукозаписи во время сессии
Карл Дэвис дирижирует оркестром во время сессии звукозаписи

Карл Дэвис рассказывает о том, как он работал над музыкой
к «Гордости и предубеждению»

Как вы стали композитором?

Я начал сочинять музыку в детстве, а в подростковом возрасте понял, что именно этим я и хотел бы заниматься в жизни: это стремление было непреодолимым. Я начал играть на фортепьяно, когда мне исполнилось семь лет и уже к 18-ти годам играл профессионально. Но мне всегда казалось, что карьера классического музыканта не для меня, потому что изначально увлекался почти всеми музыкальными жанрами: оперой, мюзиклом, камерной и концертной музыкой.

В конце 1950-х в Штатах был широкий выбор возможностей. Я мог уехать в Голливуд, чтобы сочинять музыку для кино, либо остаться в Нью-Йорке и писать мюзиклы, популярную музыку или музыкальные логотипы. Но все это меня не привлекало. В 1960 году я приехал в Англию. Я всегда обожал английскую литературу, театр и кино; можно сказать, что я был убежденным англофилом.

В июне 1960 года я уже жил и работал в Лондоне, и все вокруг подтверждало, что именно здесь мое место. Занимаясь сочинением музыки и затем, работая дирижером оркестра кино, театра и телевидения, я понял, что все эти годы подготовки, работы в различных музыкальных жанрах, создания своего репертуара, были фактически накоплением необходимого багажа, который должен был пригодиться в будущем

Как вы попали в проект «Гордость и предубеждение»?

Меня приглашали сочинять музыку к экранизациям классических романов, которые делало ВВС в середине 1970-х годов, и это мне очень нравилось. Я с детства много читал, но лишь недавно стал большим поклонником Джейн Остен. Я очень полюбил «Гордость и предубеждение» и считаю Элизабет Беннет одной из самых ярких героинь английской литературы. И сама книга читается очень легко, отличаясь четким сюжетом и яркой иронией. Я был очарован этим романом и мечтал переложить его на музыку. Поэтому, узнав, что Сью продюсирует этот фильм, я просто взял ее измором, чтобы она взяла меня в проект.

Как вы начинали?

Я всегда начинаю с того, что перечитываю книгу, чтобы погрузиться в мир произведения и его персонажей. Работа с такой книгой, как «Гордость и предубеждение», подобна соприкасанию с Библией, настолько насыщенным является текст. Трудно ошибиться, следуя Библии, ведь она дает огромное вдохновение для сочинения музыки..

На этом этапе я делаю некоторые заметки об упоминаниях музыки в книге, например, если там появляются какие-либо названия песен, танцевальных мелодий или музыкальных инструментов. Оказалось, что в «Гордости и предубеждении» очень мало таких упоминаний, несмотря на то, что на протяжении всей истории встречаются сцены с музыкой.

Представьте себе мир, в котором нет ни кино, ни телевидения; город, в котором нет театра — чем должны заниматься все эти юные леди? Конечно же играть, петь и демонстрировать свои достижения на балах, вечеринках и домашних вечерах. Это было основной частью брачной игры.

Сначала мне нужно было отобрать музыку, которую зрители услышат во время танцев на балах или в исполнении героев фильма. Эндрю написал очень много таких сцен. Эта исходная музыка; она должна быть подлинной и соответствовать эпохе и месту действия. Вместе со Сью и Саймоном мы провели много времени, подбирая ее. Представить, какие музыкальные произведения могли исполнять герои, было нетрудно: их современниками были Гайдн, Бетховен, недавно умер Моцарт, а Шуберт только начал писать музыку. Это очень увлекательно — подбирать мелодии, которые добавляют динамичности сценам или дают дополнительные штрихи персонажам.

Например, бедная старушка Мэри, самая некрасивая из сестер, на которую мало кто обращает внимание, усердно музицирует, но так и не добивается каких-либо успехов. Нормально, если она продемонстрирует свои возможности, скажем, на небольших вечеринках, где люди хотят закатать ковер и потанцевать. Но когда она рвется играть и петь на балу в Незерфилде, ситуация становится очень неловкой. Для этой сцены мы выбрали песню Генделя, очень красивую в хорошем исполнении, но неловкое пение бедняжки Мэри просто шокирует.

И далее, чтобы подчеркнуть смущение Элизабет, мы отдали предпочтение очень яркой, рассчитанной на внешний эффект, пьесе для более мастерского исполнения одной из сестер Бингли; своего рода матч-реванш — команда лондонцев против Беннетов, если угодно.

Как вы подбираете танцевальную музыку?

Танцевальная музыка стала важной частью исходной; в ее подборе принимала участие наш хореограф Джейн Гибсон. Она уже выбрала танцы, которые хотела бы поставить в фильме, и поэтому могла сказать нам: «Здесь будут шаги, здесь столько-то пар, и им нужно пройти по залу столько-то раз, и так далее», — это очень помогало в работе.

Таким образом мы проработали много вариантов: я играл на фортепьяно, Джейн протанцовывала движения в студии, и затем все это обсуждалось: «Красивый танец, но скучная мелодия» или «В сцене есть диалог, и нам нужно это учесть». Джейн должна была удостовериться в правильности темпа и иногда просила меня добавить тактов, чтобы дать парам время вернуться на свои места, или говорила: «Мне нужно несколько тактов в конце для реверанса». Это заняло немало времени, но работа была очень увлекательной.

Что было дальше?

Я подобрал всю исходную музыку. Ее оказалось так много, что на запись ушло шесть часов. Предварительная запись необходима, потому что даже если в фильме с двумя бальными эпизодами будут сниматься настоящие музыканты, мы не можем дать им возможность играть во время съемки. Необходим полный контроль над звуком и, кроме того, невозможно записывать диалоги на фоне музыкальных номеров, поэтому музыканты или актеры вынуждены имитировать игру на инструментах, звучащих в сцене. В таких случаях в волосы актеров прячут маленькие наушники, чтобы они могли слышать записанную музыку.

Мы хотели создать яркий контраст между двумя балами. Залы Меритонской ассамблеи требовали грубого звука, поэтому здесь снималось трио, играющее на настоящих инструментах. Исполнители, которых мы нашли, были настоящими музыкантами, играющими на сельских танцах. Манера их игры — грубая и очень энергичная — как раз подходила нам.

Мы представили, что для бала в Незерфилде мисс Бингли вызвала музыкантов из Лондона, поэтому для съемок эпизода была собрана большая группа с более сложными инструментами. Приглашенным музыкантам, которые должны были «играть» на балу в фильме, запретили в течение предшествующих съемкам 10 недель стричь волосы и предупредили, что бороды и усы должны быть сбриты.

Я решил, что сам сыграю все фортепианные пьесы, которые исполняются разными молодыми дамами в шести сериях. Было очень увлекательно пытаться изобразить различный уровень их мастерства, хотя я постоянно получал замечания от Сью, упрекающей меня, к примеру, в том, что я слишком сильно ударяю по клавишам, изображая игру застенчивой 16-тилетней Джорджианы Дарси. Несмотря на то что актрисы на самом деле не играли, они должны были выглядеть естественно. Игра выглядит фальшивой, если не видно рук пианиста или если они находятся не на той стороне клавиатуры.

Вот почему соответствующие записи музыки и ноты были отправлены всем актрисам за неделю до начала съемок, и, если возникала необходимость, им предоставляли преподавателей. Нам очень повезло, что и Люси Брайерс (Мэри) и Эмилия Фокс (Джорджиана) — получили музыкальное образование и могли играть достаточно уверенно.

Вся эта работа — выбор, адаптация, аранжировка и запись — выполняется в предсъемочный период. Над собственной партитурой я начинаю работать только когда съемки фильма закончены. И здесь возникает вопрос: что я могу привнести в фильм своей музыкой?

Как вы считали, какой должна была быть музыка?

Я убежден, что история начинается с самой первой ноты, потому что уже с первых звуков зрители подсознательно погружаются в мир фильма.

До начала повествования музыка расскажет зрителю о том, что он увидит; об атмосфере фильма, стиле, теме — пугающая или остроумная, любовная история или тяжелая драма. И чем точнее отражение темы, тем лучше, потому что это помогает обострить зрительские ожидания дальнейшего. В музыкальном сопровождении нет ни диалогов, ни звуковых эффектов, поэтому музыка — единственная возможность композитора выразить то, что он хочет.

Что вы пытаетесь выразить своей фоновой музыкой?

Я хотел объединить две темы. Первая — показать суть книги, ее остроумие и живость, современность, кое-что от образа Элизабет и ее семьи. Для этого я придумал нечто живое и жизнерадостное, но затем в музыку невольно вкрался охотничий рефрен, который, конечно же, отразил лейтмотив книги — охоту на мужей! И все это объединилось с моей второй темой — женитьба и дела сердечные. Об этом вся история. Следует этим девушкам искать брака по расчету или они должны пытаться выйти замуж по любви? Тема разума и чувства пронизывает все книги Остен: сердце против разума, практицизм против чувства. Я пытался обратиться к обеим темам и отразить их полярность в музыке, которую написал.

Как вы приступаете к сочинению партитуры или фоновой музыки?

Мы делали серию за серией, и после монтажа очередной серии я говорил: «Боже, спасибо за то, что есть видео». В прежние времена я проводил массу времени на просмотрах. Сейчас, как только серия отредактирована, она записывается на видео с дорожкой временного кодирования, а это означает, что на экране есть маленький таймер, дающий возможность просчитать двадцатую долю секунды. Это замечательно! Мне присылают видео, и я могу работать с ним в студии и дома, где у меня под рукой есть фортепьяно. Я могу просмотреть запись столько раз, сколько мне нужно, прежде чем продюсер и режиссер встретятся, чтобы начать делать то, что мы называем разметкой. Это именно то, что мы фактически и делаем: отмечаем точные моменты, когда музыкальный фрагмент начинается и заканчивается.

Мы подробно обсуждаем, чего хотим от музыки в каждой отдельной сцене. Я делаю заметки и для удобства даю название каждому фрагменту. Например, «Мистер Коллинз отправляется в поездку» или «Основная тема». Затем я должен все это скомпоновать. Сью и Саймон вернутся через пару недель, и я сыграю им то, что сочинил. Я не пользуюсь изощренными синтезаторами. Я смотрю видеозапись, играю на рояле и распеваю за струнные, рожки или другие инструменты. Замечательно! Если им нравится, то мои записи отправляются по факсу переписчику, который и распечатывает всю оркестровку, а мы немедленно начинаем разметку следующего эпизода.

В своей партитуре вы используете полный оркестр?

Нет. Но был очень важный вопрос, который мне нужно было обдумать заранее: характер звука. Если бы мы снимали объемный викторианский роман, у меня не возникло бы сомнений в использовании большого симфонического оркестра, но в данном случае это было бы неверно. Я хотел создать атмосферу городка 1813 года. Здесь важен характер звука. Я взял за основу чудесный септет Бетховена, сочиненный как раз в тот период. Тогда он был очень популярен, и я подумал, что именно такое звучание я хотел бы для камерных сцен «Гордости и предубеждения» . Для озвучения длинных динамичных сцен я привлек группу из восемнадцати музыкантов. В самом начале мы приняли, как я считаю, очень волнующее решение: применить один из выдающихся инструментов того времени — клавесин. Это предшественник современного пианино с уникальным, восхитительным звуком, отличным от современного; именно это я и искал.

Нам невероятно повезло, что мы нашли подходящий инструмент и музыканта, играющего на нем; да не просто музыканта, а настоящую звезду — Мелвина Тана, исполнение которого было блестящим. Он сумел полностью отразить дух того времени.

Как долго музыканты репетируют перед записью?

Уверен, что зрители удивятся: музыканты совсем не репетируют. Они собираются в студии звукозаписи и видят партитуру в первый раз. Хотя мы сделали исключение для Мелвина и послали ему ноты заранее. Мы знали, что у нас к нему будет много требований, так как исполнение должно было быть динамичным, поэтому решили дать ему возможность подготовиться. У остальных же не было времени на подготовку. Но это одна из ярких особенностей лондонских сессионных музыкантов: они все настолько первоклассные, что записи проходят очень быстро. У нас было девять трехчасовых сессий записей, и они должны были исполнить все и сразу, но это их не страшило. Они читают партитуру — и вперед!

Апропос... Клуб

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

Подготовка и перевод материалов: Carrie, Olja; редакторы: Romi, Jane
Форум Российского фан-клуба Колина Ферта

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта ajlo.ru без письменного согласия авторов проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. Последняя редакция - 10/05/2012
Copyright © 2008 Olja, Carrie, Romi, Jane