К а к   с н и м а л и  «Г о р д о с т ь   и   п р е д у б е ж д е н и е»

г л а в а  6

Т а н ц ы

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

 
  Во времена Джейн Остен танцы были неотъемлемой частью общественной жизни. Учитывая ее собственную любовь к танцам и решающую роль, которую они играли в процессе ухаживания, неудивительно, что большинство ключевых сцен в романе происходит во время танцевальных вечеров или балов.
  Наличие этих сцен давало экранизации блестящую возможность живо представить эту часть истории. Сложность состояла в том, чтобы подобрать подходящие танцы и затем в короткое время обучить им большое количество актеров, многие из которых прежде вообще никогда не танцевали. Для решения этой непростой задачи мы воспользовались опытом Джейн Гибсон, которая не только прекрасно разбиралась в истории танцев, но и, будучи хорошо известным преподавателем пластики в драматических школах, имела опыт работы с актерами.
  «Участие в съемках „Гордости и предубеждения“, — говорит Джейн Гибсон, — стало для меня фантастической работой, потому что была связана со всем, что мне интересно: с социальным значением танца, со способностью танца становиться и отражением жизни общества, и в то же время быть ключом к пониманию чувств и мыслей людей. Известно, что танцы — очень важная составляющая романа. Во время танцев происходят значительные события. Было приятно убедиться, что режиссер и вся группа абсолютно убеждены, что это существенный аспект всей истории. Первое, что я сделала, — перечитала книгу и отметила для себя все упоминания танцев. Я уже многое знала о танцах того периода, но сразу же занялась обширными дополнительными поисками. Конец XVIII века — очень интересное время, так как предваряет эпоху великих перемен».

И с т о р и я  а н г л и й с к о г о   к о н т р д а н с а

  Так называемые английские контрдансы (country dances — сельские танцы) — огромный вклад Англии в западноевропейскую хореографию. Во Франции в то время господствовал возникший в Версале барОчный танец. Танец барокко замечателен; аристократы танцевали великолепные менуэты и сарабанды. Версаль был эпицентром французского общества, поэтому вся Франция копировала то, что там происходило. Знали их и в Англии, но особой популярностью они не пользовались. Здесь мы двигались иным путем, который во многом определили жители прекрасных сельских поместий, откуда и пришла увлеченность тем, что называется английским контрдансом.
  Сейчас это название несколько смущает, потому что когда говорят «контрданс», представляется деревенская лужайка, на которой прыгают люди с колокольчиками и лентами, но на самом деле эти танцы были очень популярны при дворе, чему в большой степени и обязаны своим развитием. Когда Елизавета I отправилась в путешествие по стране, она увидела деревенские танцы на лужайках и так полюбила их, что ввела среди приближенных. Затем учителя танцев создали другие танцы, исключительно придворные. Именно таково происхождение танцев, которые мы сейчас называем «старинным контрдансом».
Танцы, известные как «новые контрдансы», появились при дворе во времена Реставрации и пышно расцвели к концу XVII столетия и в XVIII веке. Мы знаем, что и Чарльз I, и Чарльз II танцевали эти новые танцы, в которых выписывались красивые пространственные фигуры. Рисунок танца был важен для танцующих и зачастую исполнен особого смысла. Хотя они кажутся довольно сложными, нужно помнить, что танцы были абсолютно необходимым элементом жизни людей — в те времена все умели танцевать. Множество учителей танцев обучали желающих и довольно часто давали уроки на дому. В дневнике Самюэля Пеписа записана премилая история: он серьезно волновался из-за того, что учитель танцев слишком часто приходил к его жене, и стал настолько подозрительным, что после очередного урока бросился в спальню проверять, не теплая ли еще постель.
  В письмах к своей сестре Кассандре Джейн Остен пишет о своей страсти к танцам: «Вчера у нас был превосходный бал. Джеймс заслуживает похвалы за успехи, которых достиг в танцах за последнее время… Я провела очень приятный вечер. Танцоров было больше, чем мог вместить зал, достаточно большой для того, чтобы в любой момент устроить хороший бал. Было двадцать танцев, и я танцевала все, не чувствуя усталости».
  «Все упоминания о танцах свидетельствуют о том, насколько важное место они занимали в жизни каждого человека, — говорит Джейн Гибсон. — Нашему современнику это довольно трудно понять, поскольку сейчас не считается, что интеллектуал должен уметь танцевать, тогда как в те дни — и это уходило корнями в эпоху Возрождения — Елизавета I покровительствовала мужчинам, которые хорошо танцевали, потому что считала это умение признаком ума. Мастерское владение танцем связывалось с высоким развитием и изящным и гармоничным интеллектом».
  Сегодня это представление совершенно утрачено. По словам Белинды Квайри, признанного в мире авторитета в истории хореографии, разрушение танцевальной традиции началось во времена Французской революции 1789 года. Великолепные танцы барокко стали апофеозом хореографии. Затем произошел огромный сдвиг в сознании общества от отношений с Богом к осмыслению важности отдельной личности.
  В своих произведениях Джейн Остен много писала об этом. В своих поздних романах, таких, как «Эмма», она упоминает о вошедших в моду вальсах и огромных изменениях в жизни, которые они олицетворяли. Вальсирование стало физическим проявлением всех этих изменений: в вальсе партнеры повернулись лицом друг к другу. Они больше не танцевали в группах с другими танцующими, которые могли наблюдать за ними и развлекаться. Но в «Гордости и предубеждении» эти изменения еще не произошли, и Остен упоминает только о контрдансах.

Т а н ц ы   в   «Г о р д о с т и   и   п р е д у б е ж д е н и и»

  Джейн Остен пишет, что Дарси смотрит на Лиззи, «удаляющуюся в танце»; это объясняется тем, что танцы в Англии постепенно видоизменились с учетом формы залов ассамблей, которые были длинными и узкими. Поэтому произошел переход от танцев «квадратами» (каре) по четыре пары к тому, что называется «progressive longway* (длинные ряды) на сколько угодно пар», где одна пара следует за остальными, постепенно продвигаясь по всей длине зала. Специфику таких танцев диктовала форма зала, и именно эти танцы мы и видим в «Гордости и предубеждении».
  Сейчас под контрдансами мы понимаем то, что называется duple minor или triple minor. Это означает, что количество танцующих кратно либо четырем, либо трем парам. В конце XVIII века были очень популярны triple minor — их танцевали три пары. Сторонний наблюдатель, возможно, не мог разглядеть фигуры танца, а видел лишь две длинные линии танцующих, на самом деле состоящие из мини-сетов по три пары. Первая пара постепенно перемещается вдоль зала, вторая продвигается ей навстречу в сторону оркестра, а третья следует за второй. Это означало, что каждый из танцующих танцевал со всеми, а не только со своим партнером, — и суть танца сводилась к тому, чтобы в результате все его участники создавали единое целое.
Другая причина, почему triple minor были так популярны, состоит в том, что третья пара танцевала меньше остальных, что давало им больше времени просто беседовать друг с другом. Мы должны помнить, что танцы были очень важны в процессе ухаживаний и сватовства. Танцуя, девушки могли делать то, что делать им запрещалось, то есть общаться с мужчиной без присмотра. Поэтому в течение контрданса велись активные разговоры. В это время у пар было больше уединенности, чем когда-либо.
  Мужчина мог пригласить женщину, которую он выбрал, на два танца, как это и сделал Бингли по отношению к Джейн на ассамблее в Меритоне. Это означало, что они могли провести вместе достаточно времени, потому что если танцующих было много, танец мог длиться достаточно долго.


* Подробнее об английских контрдансах и терминологию можно посмотреть здесь: dances  contrdance

Р е п е т и ц и и  т а н ц е в

  До начала съемок нужно было выбрать около пятнадцати танцев, поставить их и отрепетировать. Саймон вспоминает, как это происходило.
  «У Джейн Гибсон была замечательная книга о том периоде — „Сборник сельских танцев“, где описывались все танцы и давались подробные инструкции по их исполнению. У танцев были чудесные названия: „Девушки из Шрузберри“, „Путешествие в Хайгейт“ или „Магот мистера Бевериджа“. Итак, мы отправились в студию Карла Дэвиса и подробно разобрали их все.
  Два самых важных события в фильме — это ассамблея в Меритоне, деревенский праздник, и элегантный частный бал в Незерфилде, поэтому танцы были выбраны так, чтобы противопоставить эти эпизоды как можно резче.
  В книге есть также много сцен небольших вечеринок, где девушки помоложе неожиданно решают скрутить ковер и потанцевать. В сущности, это означает, что Лидия и Китти танцуют все без исключения танцы в фильме — будь то в залах ассамблеи или на рождественской вечеринке у миссис Филлипс. Джулия Савалья и Полли Маберли должны были выучить все 15 танцев за три дня. Они разучивали танцы практически сутки напролет».

Т а н ц ы   в   М е р и т о н е   и   б а л   в   Н е з е р ф и л д е

  «Хотя и в Меритоне, и в Незерфилде исполнялись одни и те же танцы, на сельской ассамблее некоторые из них были намного популярнее, — говорит Джейн Гибсон. — Например, в Меритоне танцующие хотели просто развлечься. Они из другого сословия. Это событие для всего общества: мясник, булочник, свечник собираются вместе, чтобы отдохнуть. Меньше всего они заботятся об элегантности, они просто хотят подрыгать ногами. Поэтому я выбрала быстрые танцы в ритме джиги и рила. Но если вы посмотрите внимательнее, то заметите, что движения в танцах те же, разница только в манере исполнения».
  На балу в Незерфилде Дарси и Элизабет танцуют вместе в первый раз — наэлектризованная ситуация, для которой нужно было подобрать верную музыку и движения, чтобы подчеркнуть настроение. Для Саймона это был один из самых сложных моментов съемок: «Сцена, где Элизабет и Дарси должны танцевать и разговаривать одновременно, описана на пяти с половиной страницах, что для режиссера является сущим кошмаром. Я не знал, как это все сделать, но считал, что если изначально правильно подобрать танец, все остальное приложится. Мне сразу же понравилась музыка, и в тот момент, когда я увидел танец „Магот мистера Бевериджа“ в коллективном исполнении, я понял, что он великолепен».
  Джейн Гибсон, которая хорошо знала этот танец, почувствовала то же самое: «„Магот мистера Бевериджа“ — это красивый танец с фантастическим пространственным рисунком. Его приятно и танцевать, и наблюдать: в нем чувствуется гармония.
  Раньше я думала, что он называется „магот“ (maggot — личинка) потому, что пары двигаются в разных направлениях по залу, как личинка движется сквозь рыхлую почву. Но затем я узнала, что у слова «магот» было еще одно значение — „причуда“, и что существовало множество танцев с таким названием. Мистер Беверидж скорее всего был учителем танцев, который его придумал, так что это была на самом деле „причуда мистера Бевериджа“».
  «Джейн сделала постановку танцев, и за несколько дней ей удалось научить им как профессиональных танцоров, так и актеров. Как только актеры освоили танцы, Саймон начал репетировать сцену с диалогом. Колин и Дженнифер разучили танец удивительно быстро, и после этого мы попытались совместить танец с разговором. Мы репетировали снова и снова, пока сцена не стала выглядеть непринужденно. Если бы они пропустили всего один шаг, сработал бы эффект домино и все разрушилось бы: нам пришлось бы начинать сначала. Я решил воспользоваться „Steadicam“ (камерой, прикрепленной к телу оператора), чтобы зритель мог двигаться вместе с ними в том же ритме, словно еще один танцор, и сцена стала выглядеть намного естественнее, чем если бы ее снимали стационарной камерой.
  На съемки бала у нас было только три дня. Мы снимали в огромном особняке, а это стоило довольно дорого. Счетчик начал отстукивать с момента нашего прибытия. Это была очень сложная сцена, и я помню охватившее меня чувство безумного ужаса при мысли, что мы не уложимся в срок. Я видел сотню людей в красивых костюмах и гриме. Они были готовы с пяти часов утра и смотрели на меня, ожидая распоряжений. К счастью, у нас все было спланировано до мелочей, и мы точно знали, что и как именно мы должны снимать.
  Одна из сложностей съемки progressive longway состояла в том, что пара передвигалась из одного конца огромного зала в другой, а это занимало много времени. Поэтому мы снимали то играющий оркестр, то общие планы танцующих. Когда мы наводили камеру на Дарси и Лиззи, они продолжали двигаться в танце. Таким образом, мы сохранили время, и это позволило нам поймать созданную Джейн красоту движений, не нарушая разговорного поединка сцены».

Полли Маберли

  Похоже, накануне съемочного дня в Лукас Лодже, где мы просто скатываем ковер и начинаем танцевать, кто-то всю ночь натирал деревянные полы. Поэтому мы сразу же заскользили, словно на льду! Тотчас начались попытки оттереть полировку скипидаром, потому что время съемок у нас как всегда было ограничено. После долгого скобления пола мы снова попытались танцевать, но доски оставались таким же безнадежно скользкими. Наконец кто-то подсказал, что можно использовать кока-колу. Сейчас же из буфета притащили банки с кокой, залили пол напитком и стали тереть швабрами.
  Когда кола высохла, мы снова начали сцену: сигнал к танцам был дан, зазвучал рояль, мы выбежали и… прилипли!

«Progressive longway* (длинные ряды) на сколько угодно пар», в зале ассамблеи в Меритоне.
«Увлечение танцами словно шаг к влюбленности»
Джейн Остен
Музыка и наставления для исполнения танца
«Потешный парень», из тех, что танцевали в залах ассамблеи
Съемки зала ассамблеи в Меритоне
Бал в Незерфилде

Увеличенное изображение

Джулия Савалья (Лидия) и Полли Маберли (Китти) разучивают танцы
Лидия и Китти в ужасе от того, что мистер Коллинз пригласит их на танец.
В книге есть немало сцен небольших вечеринок, где юные девушки неожиданно решают скрутить ковер и потанцевать
На балу в Незерфилде между Дарси и Элизабет происходит разговор, имеющий сходство с дуэлью на шпагах. В нем есть отзвуки танго и пасадобля. В танце много шагов, актеры встречаются и расходятся, а повороты, которые они делают, напоминают движения матадора. Возникает ощущение, что это и танец, и поединок.
Элф Тремонтин, оператор камеры "Steadicam" готовится к съемке главной танцевальной сцены на балу в Незерфилде
Работники дизайнерской группы пытаются стереть восковую полировку с пола

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

Подготовка и перевод материалов: Carrie, Olja; редакторы: Romi, Jane
Форум Российского фан-клуба Колина Ферта

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта ajlo.ru без письменного согласия авторов проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. Последняя редакция - 10/05/2012

Апропос... Клуб

HotLog