К а к   с н и м а л и  «Г о р д о с т ь   и   п р е д у б е ж д е н и е»

г л а в а  4

К о с т ю м ы,   г р и м   и   п р и ч е с к и

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

 
Нам очень повезло, что дизайнеры Дайна Коллин (по костюмам) и Кэролайн Нобл (по гриму и прическам) уже работали вместе в нескольких фильмах, и каждая хорошо знала, как работает другая. Они начали совместную деятельность в период подготовки к съемкам и постоянно обменивались найденными материалами. Это было очень важно, потому что сферы их деятельности тесно соприкасались. Например, им нужно было проверить, как головные уборы, созданные Дайной, подойдут к парикам, которые подобрала Кэролайн. В период сбора информации обе встречались с режиссером и продюсером, чтобы обсудить возникшие идеи и составить совместный план действий.

Саймон Лэнгтон так комментирует поставленную задачу: «Классически -романтическое время Джейн Остен — исторический период, о котором сохранилось множество документов. Больше всего меня вдохновляло то, что легкие, мягкие ткани одежды того времени создавали очевидное ощущение свободы. Я хотел, чтобы платья девушек в неяркой, бело- кремовой гамме демонстрировали их вкус и подчеркивали невинность. Это давало нам возможность использовать более темные, насыщенные цвета и экзотические ткани для таких героинь, как сестры Бингли или леди Кэтрин де Бург».

К о с т ю м ы  ( р а с с к а з ы в а е т   Д а й н а   К о л л и н )

Со мной заключили контракт за 8—9 недель до начала съемок, но я начала работать по собственной инициативе с того момента, как узнала, что получу эту работу. Я сразу же стала посещать музеи и выставки живописи; не думаю, что я успела бы сделать всё это за 9 недель.

Приступая к работе над костюмированным фильмом, достаточно легко выяснить, в какой костюмерной имеется подходящий ассортимент. Это самый выгодный вариант с финансовой точки зрения. Но у меня не было выбора: все вешалки костюмерных были заполнены костюмами 1850-60-х, а одежды образца начала 1800-х не было, и это очень пугало. Это означало, что мне придется изготовить большую часть костюмов самой, а это не только дорогостоящая, но и очень напряженная работа. Кроме того, я должна была сама найти ткани.

Н а ч а л о   п о и с к о в.

Я обзвонила несколько музеев и составила план действий. Не так-то просто получить доступ к коллекциям — нужно писать много писем и договариваться о встречах, потому что время для просмотров очень ограничено. Я посетила несколько замечательных коллекций в Бате, Брайтоне, Манчестере и Уортинге. В Винчестере мне очень помогла Элисон Картер, полезным было посещение Музея Лондона. К сожалению, V&A (музей Виктории и Альберта) был в это время закрыт, но у меня состоялся очень интересный разговор с Эврил Харт, специалистом по мужскому костюму. Она рассказала мне, что к ним только что поступило пальто, изготовленное из ткани, подобной которой они раньше не встречали. Эта ткань с ворсом на плотном полотняном плетении называется «партридж».

Когда я приехала в Cosprop*, то обнаружила там очень похожее пальто, сшитое в стиле 1780-х из ткани под названием «индия». В результате мы сшили одно из длинных пальто мистера Беннета в таком же стиле, очень соответствующем тому периоду.

* Знаменитое лондонское хранилище костюмов и одновременно костюмерные мастерские.

Я нашла несколько подлинных предметов одежды конца XVIII века, но они были очень, очень ветхие. С 1970-х мы часто использовали эти вещи, но сейчас они совсем обветшали. Большая часть из них хранится в так называемых «просмотровых комнатах», которые просто необходимы для поисков, потому что чувствуешь себя беспомощной, если под рукой нет образца, с которого можно срисовать модель.

В музеях часто хранятся ящики, наполненные вещами, опись которых хранители не успевают сделать. Например, дом Маргарет Уикс, которая занимается музейным делом многие годы, заполнен одеждой. Она принесла мне небольшую фланелевую накидку и палантин начала XIX века. Сделав сотни фотографий предметов одежды, я могла найти настоящие вещи, которые можно было бы использовать.

«Я хотел, чтобы платья девушек в неяркой, бело-кремовой гамме демонстрировали их вкус и подчеркивали невинность»
Саймон Лэнгтон
«Мисс Бингли и миссис Херст были очень изысканными леди… но заносчивыми и высокомерными… расходуя денег больше, чем имели в своем распоряжении»
Джейн Остен
Миссис Беннет и мистер Беннет, одетый в баньян, созданный по оригинальному рисунку
Рисунок начала 19-го века - источник создания костюмов и причесок

Т к а н и

В 1813 году в семействе, подобном Беннетам, все вещи изготавливались вручную по выкройками, которыми обменивались с соседями. Саймон четко описал, какую одежду он хотел бы увидеть: нечто свежее и легкое. Я знала, что вряд ли найду подходящие ткани в магазинах «Джон Льюис» или «Индийских тканях». Мне предложили встретиться с Эми Кэсуэл, которая только что закончила курс по дизайну и набивке тканей в Школе искусств, дизайна и текстиля в Бредфорде. Она с энтузиазмом согласилась помочь, а руководитель колледжа, поклонница Джейн Остен, предложила воспользоваться образцами тканей, созданными в колледже. Эти ткани были восхитительны.

Возникла некоторая трудность с практической стороны из-за расстояния между находящимся в северной части Лондона Cosprop, где должны были изготавливаться костюмы, и колледжем в Бредфорде. За время своих метаний между этими пунктами я досконально изучила трассу М1.

Придумывать набивные рисунки тканей довольно сложно – невозможно просто скопировать их, потому что если какая-то деталь рисунка не удается, вся вещь может оказаться испорченной. А мы не хотели делать их очень простыми, что было бы неприемлемо для особ типа миссис Беннет, для нарядов который нам хотелось сделать более изысканный рисунок. Нам пришлось помучиться, чтобы создать подходящие ткани. График работы был очень жестким, потому что ткани нужны были к определенному времени, чтобы сшить платья и подготовиться к примерке. Помню, одно из платьев миссис Беннет никак не звучало. В конце концов мы покрасили ткань в светлый тон и платье преобразилось. Наступает момент, когда следует сказать: «Это то, что нужно», — и двигаться дальше.

Эми создавала образцы, пользуясь различными источниками — например, чудесным магазином в Бредфорде, который называется «Текстильная радуга», имеющим в своих запасах изумительную коллекцию тканей. Мы нашли красивые полотняные сари с каймой и решили сшить одно из платьев для Китти из них: мы нанесли на него набивной рисунок и покрасили в бледно-голубой цвет.

В тот период муслиновое платье было важнейшей частью женского гардероба. Если в качестве повседневных нарядов женщины носили так называемые «стирающиеся платья», сшитые из тканей с набивным рисунком, то для вечеров и визитов они считались неприемлемыми. Муслиновое платье надевалось с нижней юбкой другого цвета. Я помню, мы слегка запаниковали, когда оказалось, что даже в «Текстильной радуге» нет набивных муслиновых тканей для таких платьев. Эми пришла с замечательной идеей набивать рисунок прямо на муслине. Она скопировала несколько образцов из книг, и мы подобрали подходящие для каждой героини. Эми перевела рисунки на экран и затем на ткань. Единственной сложностью было то, что мы не могли проглаживать их горячим утюгом, потому что рисунки стирались. Но полученный результат стоил всех этих сложностей.

С о з д а н и е   к о с т ю м о в

Главное достоинство Cosprop заключалось в том, что здесь мы могли получить консультации практически по любому вопросу, так как в Cosprop работает 35 высококвалифицированных специалистов. Всё, что они предлагают, — уникально, другие костюмерные даже не пытаются сделать что-либо подобное. Они — сторонники сотрудничества, поэтому туда можно прийти и проконсультироваться по любому вопросу. У них не просто богатый ассортимент, который можно взять напрокат, но и постоянно пополняющийся, потому что они изготавливают и новые костюмы.

Все костюмы, которые они сшили для «Гордости и предубеждения», в конечном итоге войдут в ассортимент по программе «новинки для проката». Это значит, что вместо обычной системы оплаты, когда за взятую напрокат вещь клиент вносит первоначальный взнос за первую неделю, и затем оплачивает каждую последующую неделю проката, вносится только начальный взнос и можно пользоваться костюмом столько, сколько будет нужно. Все вещи, изготовленные для фильма, подпадают под так называемое «эмбарго» до окончания действия программы. Это означает, что они не могут быть использованы для другого кинопроекта до те пор, пока «Гордость и предубеждение» не выйдет на экран.

Е с т е с т в е н н ы й   в и д

Трудно не согласиться с тем, что на каждом персонаже одежда должна выглядеть как можно более естественно. Меня очень волновало, чтобы костюмы не казались музейными экспонатами. Избежать этого можно было, лишь сделав костюмы реальными вещами из гардероба живого человека, а не набором реквизита. Это благое намерение, но все же в исторических костюмах актеры зачастую выглядят несколько натянуто. Я должна была быть уверена, что исполнителям удобно в той одежде, которую они носят, что она подходит им. Я сделала комплекты костюмов для каждого актера, — по существу, основные вещи для их гардероба – — и затем обсудила с каждым из них, нравится ли им носить эту одежду. Для этого трудно найти время, но результат все окупает. Изменения можно делать и в процессе съемок, если есть основа, на которой строится вся работа. Я не нахожусь на съемках постоянно, но моя команда всегда может сказать: «Это то, о чем вы договорились с Дайной. Вас все устраивает?»

Элизабет в спенсере цвета "карри" во время своей поездки в Пемберли
Дайна Коллин, художник по костюмам:
«Мы чувствовали, что можем подчеркнуть различия в благосостоянии и общественном положении путем резкого контраста между их гардеробами и милой простотой одежды сестер Беннет»
Платья девятнадцатого века с набивным рисунком из коллекции
музея костюма в Бате
 Набивные ткани были очень популярны в то время. Изменение способов набивки в начале 18-го века от ксилографии до создания рисунка на гравировальных досках дало возможность создавать более сложные рисунки и наносить их на ткань в большем количестве.
Желтое муслиновое платье, которое было на Полли Мэберли в роли Китти Беннет
Вечернее платье Анны Ченселор в роли мисс Бингли. Ярко-оранжевое платье с завышенной талией и шелковой нижней юбкой. Низкое декольте, украшенное золотым кружевом и оттеланное по краю золотой лентой.
Вечерняя "тройка" Колина Ферта в роли мистера Дарси.Черные шерстяные бриджи.Черный шерстяной сюртук с пуговицами, расшитыми серебром.Кремовый шелковый жаккардовый жилет с расшитыми пуговицами. Кремовая льняная сорочка и шарф.

Э л и з а б е т   Б е н н е т (рассказывает Дайна Коллин)

Для Элизабет я хотела сделать гардероб, который подчеркнул бы её прямой и практичный характер. Я выбрала цвета, в которых было нечто, если можно так сказать, «земное» — коричневую гамму. К примеру, она особенно нравится мне в нарядах цвета карри. Я считаю, что задорная соломенная шляпка очень подходит ей по характеру. Я увидела такую шляпку на выставке в доме Джейн Остен в Чоутоне и сделала подобную. Я хотела, чтобы облик Элизабет был искренним, милым, но не вычурным. А поскольку она — девушка активная, очень важно, чтобы одежда позволяла ей двигаться свободно и естественно.

М и с т е р   Б е н н е т

Облик мистера Беннета, который я нашла, мне очень нравился. Он создает ощущение расслабленной самоуспокоенности, очень подходящее к характеру мистера Беннета. Он не любит бывать в обществе, поэтому носит одежду из бархатистых тканей, удобную для дома. Мы добавили к образу очки и баньян — одеяние, напоминающее длинный домашний халат, — который носят дома для тепла и комфорта. В те дни, когда центральное отопление ещё не было изобретено, такие вещи были необходимы.

М и с т е р   Д а р с и

Колин Ферт был искренне заинтересован в правильном подборе гардероба Дарси, и мне это очень помогло. Он наделил его чертами сильного и мужественного мужчины, поэтому главной задачей было не ослабить это впечатление одеждой, которая может выглядеть довольно женственно, что особенно касается вечерних нарядов.

Мы довольно долго подбирали различные цвета для одежды Дарси. У него был синий и зеленый, а также несколько сюртуков земляных оттенков, но мы решили оставить теплые тона для Бингли. Колин сказал, что хотел бы выглядеть мрачно, но не хочет надевать черное, поэтому я старалась подбирать темно-зеленые и серые тона. Позже — кажется, где-то в середине съемок — он сказал мне: «Я считаю, что мне нужен черный сюртук».

Длительный период съемок позволяет актерам изменять свой гардероб под себя по мере того, как они осваиваются со своей ролью, а это лучше, чем простая констатация факта в первый день: «Это все, что у вас есть». По-моему, длинное серое полотняное пальто, которое мы сшили для него во время съемок, было очень важным дополнением. Несмотря на то, что пальто абсолютно вписывается в стиль одежды того времени, оно выглядит как вещь, которую можно купить и в наши дни, и это придает ей какую-то современную значимость. В конце концов, это была наша трактовка, а не музейный экспонат. Мы хотели показать, что одежда может выглядеть привлекательной и для современного зрителя.

Мистер Коллинз заверяет Элизабет: «Не беспокойтесь о своем наряде, дорогая кузина. Леди Кэтрин не подумает о вас дурно из-за вашего простого платья»
«Колин Ферт был искренне заинтересован в правильном подборе гардероба Дарси, и мне это очень помогло»
Дайна Коллин

С е м е й с т в о   Б и н г л и

Мистер Бингли всегда любезен и дружелюбен, поэтому я выбрала для него теплые цвета и ткани типа твида. Он не столь загадочен, как Дарси, и должен выглядеть его противоположностью. У такого джентльмена, как он, должно было быть много сюртуков, хотя, возможно, довольно похожих. Я считаю, что о благосостоянии героев можно судить скорее по виду их домов, чем по одежде. Хотя мы сделали исключения для сестер Бингли; мы чувствовали, что можем показать различия в благосостоянии и общественном положении, резко подчеркнув разницу между их гардеробами и милой простотой одежды сестер Беннет.

Сестры Бингли носят одежду уровня Gucci. Я использовала много переливчатых шелков из Индии, кружев и яркие насыщенные цвета — например розовые, лимонно-зеленые.

Вечерние головные уборы были очень тонкой работы и отражали влияние средневековья на моду того времени. Не говоря уже о том, что дамы хотели выглядеть как греческие колонны, они стремились к экзотике, поэтому использовали яркие цвета и множество великолепных перьев. Мы очень хотели создать такие наряды, чтобы при появлении сестер Бингли их вид мог погрузить в молчание зал сельской ассамблеи.

Р а с к а з ы в а е т   Б а р б а р а  Л и - Х а н т

Нам повезло, что съемки проходили в таких замечательных местах: здесь могли появиться очень важные нюансы. Например, Дайна, наш дизайнер по костюмам, придумала замечательную деталь, навеянную декорацией гостиной в доме леди Кэтрин. На стене гостиной висела огромная картина, на которой были изображены живые и мертвые птицы в разных позах. Затем в сцене, где я встречаюсь с Элизабет и запрещаю ей помолвку с Дарси, на мне надета шляпа, украшенная чучелом птички. Я считаю, что это и очаровательная шутка, и деталь, отражающая хищническую природу мира леди Кэтрин.


«Мистер Бингли всегда любезен и дружелюбен, поэтому я выбрала для него теплые цвета и ткани типа твида»
Дайна Коллин
«Мы очень хотели создать такие наряды, чтобы при появлении сестер Бингли их вид мог погрузить в молчание зал сельской ассамблеи.»
Дайна Коллин

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая


Подготовка и перевод материалов: Carrie, Olja; редакторы: Romi, Jane
Форум Российского фан-клуба Колина Ферта

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта ajlo.ru без письменного согласия авторов проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. Дата последней редакции - 09/05/2012
Copyright © 2008 Olja, Carrie, Romi, Jane

Апропос... Клуб

HotLog