К а к   с н и м а л и  «Г о р д о с т ь   и   п р е д у б е ж д е н и е»

г л а в а  2

П о д г о т о в и т е л ь н ы й   п е р и о д

С ъ е м о ч н а я   г р у п п а

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

 
Пока проходит подбор актеров и идут поиски мест для съемок, другие члены съемочной группы решают множество насущных вопросов. Идет подготовка бюджета и графика съемок, приглашаются актеры на эпизодические роли, организуется транспортное обеспечение и заказываются места в гостиницах. Итак, участники съемочной группы рассказывают о своей работе.

Помощник продюсера: Джули Скотт

Помощник продюсера выполняет распоряжения продюсера и несет ответственность за организацию съемочного процесса, начиная с подготовительного периода и вплоть до передачи готовых материалов на телевидение.

С «Гордостью и предубеждением» мне повезло: я получила полный сценарий фильма и смогла взять его домой, чтобы сразу же подробно изучить, после чего была готова детально обсудить со Сью ее идеи по созданию фильма. Получить сценарий в самом начале работы удается не всегда. Мне сообщили о бюджетных рамках фильма, и мы обе сошлись на том, что нам понадобится примерно миллион на серию, а после рассмотрения всех требований к проекту наши предположения подтвердились. Помимо киносъемочного процесса ключевым элементом, от которого зависит составление графика съемок, является оформление фильма.

Одним из бюджетных ограничений было время, отводимое на съемки — 20 недель. Поэтому сначала мы составили график съемок так, чтобы уложиться в этот временной отрезок. Поскольку во время съемочного процесса требуется, как правило, более длительный, чем обычно, рабочий день, была установлена пятидневная рабочая неделя. Мы планировали проводить съемки 10,5 часов ежедневно, но учитывая время, которое требуется на подготовку актеров, грима, костюмов и оформление сцен, это означало, что для обеспечения десяти с половиной часов съемок в день некоторая часть группы будет работать 15 (а иногда и более) часов в сутки.

Я сразу же обсудила со Сью уровень актерского состава: она определенно хотела привлечь очень сильных актеров, что было достаточно дорого. Более того, мы планировали последовательный повтор фильма на канале ВВС-2 не позднее чем через семь дней со дня премьеры на канале ВВС-1, за что актерскому составу выплачивается дополнительное вознаграждение. Добавим к этому расходы на трансляцию для партнеров в США. Если мы заранее оговариваем, что фильм будет там показан, эти затраты (актерские гонорары, музыка и так далее) напрямую и полностью включаются в бюджет и в обмен на денежные средства совместной компании-производителя. В нашем случае средства вкладывала Нью-Йоркская вещательная компания E&A (Arts & Entertainment), которая транслировала фильм как три части по две серии.

Затем я снова просмотрела сценарий, определяя необходимое количество актеров на эпизодические роли. В сценах на улицах города или балах на задних планах много людей. Художник-постановщик дала мне отчет о местах, выбранных для съемок фильма, и декорациях, которые нужно будет построить; таким образом я могла рассчитать, во что все это обойдется. Я также обсудила бюджет с художниками по костюмам и гриму, поскольку для расчета стоимости костюмов и париков нужно знать количество актеров основного состава и массовки, так же как и количество ассистентов, чтобы обеспечить жизнедеятельность проекта такого размера. Если, например, 60 актеров массовки наряду с основным актерским составом заняты в одной сцене, совершенно невозможно одеть и загримировать всех без помощи приглашенного на этот день дополнительного персонала.

Рассчитывая стоимость операторской работы, я учитывала необходимое оборудование и освещение. Съемки в старых особняках неминуемо требуют мощных осветительных установок, поэтому по вопросу стоимости освещения я связалась с фирмами, работающими в этой области.

Конечно, изменения неизбежны даже в течение подготовительного периода. Например, однажды хореограф Джейн Гибсон, обсуждая с Саймоном и Сью постановку танцев, сказала, что было бы целесообразно, если бы танцующие пары, стоящие в одном ряду с главными героями в бальных эпизодах, были подготовленными танцорами, а не актерами массовки, — а пригласить танцоров со специальной подготовкой стоит намного дороже. Мы согласились с этим предложением, но затем нам пришлось обсуждать с режиссером, где он готов сократить расходы, чтобы компенсировать дополнительные затраты.

Мне также приходится нанимать поставщиков провизии — жизнь дает о себе знать! Хорошая еда, удовлетворяющая разнообразные вкусы и аппетиты, которые, как правило, обнаруживаются среди съемочной группы — это дополнительный плюс. Ведь плохая еда может испортить настроение даже самой жизнерадостной и неунывающей команде, если люди так много и так долго работают изо дня в день.

На все это уходит время, и мы с продюсером разрабатываем не один вариант, прежде чем будем готовы предоставить наш окончательный бюджет на одобрение. После утверждения бюджета мы несем ответственность за то, чтобы стоимость проекта не превысила лимиты.

Руководитель производства: Пол Бродрик

Когда я впервые приступил к работе над графиком съемок «Гордости и предубеждения», то уже знал от помощника продюсера, что бюджет предусматривает 20-тинедельные съемки, что они будут происходить с июня по октябрь и что мы намереваемся работать по пять дней в неделю. Все это помогло составить основу графика еще даже до рассмотрения самого сценария.

Ключевое правило составления графика съемок костюмированной драмы такого типа состоит в том, что 4—5 страниц сценария (или 3—4 минуты экранного времени) требуют одного съемочного дня. Теоретически, чтобы снять шестисерийный фильм, требуется около ста дней, если не принимать во внимание особенности съемок каждой отдельной сцены. Например, съемки сцены в доме Беннетов, в которой участвуют две-три героини, сидящие и беседующие друг с другом, проходят намного быстрее и проще, чем сцены на главной улице Меритона с огромным количеством лошадей, экипажей и массовки. Я решил, что для последнего эпизода нам потребуются дополнительные дни и несколько рабочих недель сделал шестидневными.

Затем нужно было определить порядок съемки эпизодов. Если снимать хронологически сцену за сценой, то не миновать перемещения всей съемочной группы вместе с оборудованием из одного конца страны в другой и обратно. Во избежание таких сложностей следовало сгруппировать эпизоды, которые происходят в одном и том же месте, даже если бы пришлось снимать сначала пятую серию, а только затем — вторую.

Но и для тех эпизодов, которые снимаются в одном месте, разумно сгруппировать сцены в зависимости от того, в каких помещениях или частях сада они происходят, или в какое время суток. Для съемок вечерних сцен окна в помещениях должны быть закрыты темной тканью, а на эту работу уходит время, поэтому целесообразно снимать все вечерние сцены одну за другой. Конечно, актерам намного труднее играть сцены не в хронологическом порядке, но налицо экономия огромного количества времени и денег, поскольку не нужно постоянно перемещать людей и оборудование.

Времена года играют в «Гордости и предубеждении» особую роль, отражая взлеты и падения отношений между героями. Следовательно, важно было попытаться, насколько это возможно, снять сцены фильма в соответствующее время года. Поэтому мы начали съемки весной в доме леди Кэтрин, в Розингсе, и в приходе мистера Коллинза. Затем мы отправились в Пемберли и Лонгборн для летних съемок, а после работали в интерьерах студии Илинг Фильм в Лондоне. В октябре мы смогли вернуться в Незерфилд, Меритон и Лонгборн, чтобы отснять осенние и зимние сцены.

Присутствие каждого актера также влияло на график съемок. Единственной актрисой, которая работала с нами в течение всего съемочного периода, была Дженнифер Или; остальные появлялись тогда, когда должна была сниматься сцена с их участием. Некоторые актеры были связаны другими контрактами еще до приглашения в наш проект, и, следовательно, мы были вынуждены учитывать это, составляя графики съемок.

Другой потенциальной проблемой были особенности работы на объектах, которые мы выбрали для съемок. Например, некоторые большие исторические поместья принадлежат таким организациям, как Национальный фонд, поэтому нам пришлось увязывать наш график с их требованиями: как правило, снимать внутри зданий мы могли только в те дни, когда дома были закрыты для публичных посещений, или, как в случае с аббатством деревни Лекок и самой деревней, нам пришлось снимать все сцены в октябре, чтобы перерыв в их туристической деятельности был как можно короче.

Приняв во внимание все эти факторы, я разработал графики съемок, к которым вся съемочная группа относилась почти как к Библии, потому что именно по ним всем участникам проекта предстояло прожить следующие пять месяцев.

Редактор: Сьюзи Конклин

Редактор работает совместно с продюсером и сценаристом и является связующим звеном между сценаристом и съемочной группой на всех этапах съемок. Наиболее интенсивный период работы редактора — стадия разработки, когда делается разбивка сценария. Мы с Эндрю и Сью обсуждали начало и конец каждой серии, важные и менее существенные сцены, что нужно придумать дополнительно и так далее.

Нам повезло, что мы с Эндрю уже работали вместе над сценарием мини-сериала «Мидлмарч», а потому хорошо знали друг друга — это всегда большое преимущество. Я вспоминаю наши волнения, когда Эндрю не прислал вовремя четвертую часть, хотя он всегда отличался пунктуальностью. Я позвонила ему и вежливо спросила, когда же мы сможем увидеть сценарий, на что он ответил: «О, я так разошелся, что продолжаю писать уже пятую и шестую части. Я все сделаю к концу недели». И он все сделал.

На этапе разработки я делаю грубый хронометраж каждой серии и заметки для предварительного плана, то же самое делают Сью и Эндрю. Затем мы собираемся вместе и обсуждаем наши идеи. Стадия разработки сценария всегда очень увлекательна, потому что основы уже заложены, и этот этап — улучшение сделанного. Работа с Эндрю доставляет особое удовольствие потому, что как бы он ни был увлечен языком самого произведения, это никогда не мешает ему сделать сценарий зрелищным и динамичным настолько, насколько это возможно. Я думаю, что у него превосходное чувство ритма, и его первые короткие наброски сценария уже образуют прочный каркас и отражают динамику всей истории. Неизбежно возникали споры о том, как строить сцены. Мы все — поклонники диалогов, и самая большая сложность заключается в соблюдении баланса: нельзя перегрузить сцену и в то же время нужно дать герою отличные диалоги. Диалог может хорошо звучать на страницах, но нужно быть уверенным, что он удержит внимание зрителей при просмотре фильма.

Процесс разработки сценария занял у нас около месяца, и в результате к декабрю 1993 года у нас было шесть размеченных серий, готовых для того, чтобы с ними работали режиссер и съемочная группа.

На стадии подготовки к съемкам сценарий становится основой всего проекта, с которой работают все ветви съемочной группы, но у сценариста нет возможности решать все возникающие в процессе работы проблемы. Поэтому редактор выступает в качестве толкователя сценария, отвечая на бесконечные вопросы, возникающие по ходу действия: «Можем ли мы переместить эту сцену из столовой в гостиную?», «Можем ли мы вырезать прибытие экипажа и начать с того, что они входят в зал?», «Можете ли вы написать несколько реплик, чтобы оживить этот долгий переход по коридору?», Можно ли сделать эту ночную сцену дневной?» и так далее.

Результаты поиска съемочных площадок и составленный график съемок неизбежно влекут за собой небольшие изменения и сокращения в сценарии, и все эти поправки должны быть внесены в него к моменту общего чтения. Теперь сценарий в основном готов: можно начинать съемки.

Ассистент режиссера: Сью Клегг

Ассистент режиссера или инспектор по сценарию, как меня часто называют, — это вторая пара глаз и ушей режиссера. Я присутствую на репетициях и съемках, отмечая любые изменения действия, диалогов или передвижения камеры. На съемочной площадке режиссер высказывает свои мысли по поводу того, что он хочет видеть, а я записываю все его идеи: крупный план здесь или панорама там. Я делаю записи для редактора фильма, перечисляя, какие дубли режиссер хотел бы использовать и почему; это помогает редактору быстро понять, что мы отсняли.

Первое, что я делаю в подготовительный период — это читаю сценарий два-три раза для того, чтобы хорошенько его изучить. Затем я разбиваю сценарий по последовательности событий. Иногда они следуют по порядку: когда действие идет от «дневной» сцены к «вечерней», очевидно, что это конец того же дня. Но бывает и так, что «вечерняя» сцена не разделяет два разных дня, то есть следующий по сценарию эпизод уже снят или будет сниматься некоторое время спустя. В этих случаях важно помнить, что актеры должны быть одеты в те же костюмы. Затем я делаю разбивку каждой сцены. Я составляю список героев и реквизита, который им может понадобиться — молитвенник Мэри или очки, например; ни одна деталь не должна быть упущена.

Мне дали сценарий на разбивку только за три недели до начала съемок. Вначале это было довольно тяжело, но в конце оказалось, что у меня было достаточно времени — именно так!

Лиззи на балу в Незерфилде. В этой сцене были заняты восемьдесят эпизодических актеров
Сорок актеров были заняты в свадебном эпизоде
На улицах «Лондона»
Дэвид Бамбер в роли мистера Коллинза, облаченного в костюм пасечника
«Облачаться в костюм лакея, чтобы появиться в эпизодах фильма не входит в круг обязанностей руководителя производства, но мне пришлось подчиниться»
Пол Бродрик
Люси Дэвис и Кристофер Бенджамен.
Ланч на съемочной площадке
Колин Ферт, Дженнифер Или и Криспин Бонем-Картер на пикнике в перерыве между съемками
Редактор Сьюзи Конклин

Исследователь: Клэр Эллиот

Когда Джейн Остен писала «Гордость и предубеждение», она предполагала, что ее читатели знакомы с Англией того времени так же, как и она сама. Все знали, что 5 часов пополудни — это время ужина, и что у миссис Беннет должна быть экономка, — им не нужно было рассказчика, который объяснил бы все это. Но 1813 год давно ушел в прошлое, и сейчас все в обществе устроено совсем иначе.

Во время подготовки к съемкам меня, как стажера редактора, попросили выяснить весьма сложные нюансы, и на тот период я стала экспертом по вопросам, касающимся жизни и быта 1813 года. Выращивали ли они бальзамины? Сколько слуг могло себе позволить семейство Беннет? Как выглядела свадебная церемония? Как играли в ребусы? Кланялись ли мужчины, когда входили в помещение? Вначале я ничего обо всем этом не знала.

Первым делом я взялась за вопрос, касающийся прислуги. Для того чтобы в кадре присутствовали слуги, открывающие двери, подающие еду, управляющие экипажами, живущие в домах и т.д. в соответствии с мизансценой, съемочной группе нужно было точно знать, какие обязанности выполняет каждый из них. В лондонской библиотеке я обнаружила изданную в 1825 году превосходную книгу «Всё о слугах», написанную Самюэлем и Сарой Адамсами, чьи собственные рекомендации представляли собой «Пятьдесят лет работы прислугой в разных семьях». В книге, созданной для тех, кто намеревался наняться слугами, подробно описывались все обязанности, которые должна была исполнять прислуга по домашнему хозяйству. Оказывается, нужна была целая армия слуг, чтобы поддерживать дом, и у каждого из них было невероятно много работы. Мне даже стало жаль помощника повара, для которого день, наполненный чисткой и мытьем, начинался в 5 часов утра и продолжался до 11 часов вечера. С помощью этой книги я выяснила, что Беннеты могли, по всей вероятности, позволить себе одиннадцать человек прислуги, и, более того, могла описать все обязанности прислуги — от экономки до помощника конюха.

Я познакомилась со множеством знатоков того времени, которые очень помогли мне. Миссис Мейвис Бэти, президент Общества истории садоводства, любезно проконсультировала меня, какие растения были популярны и могли выращиваться в тот период. Очевидно, что владельцы домов, в которых походили съемки, не могли перекопать свои сады, чтобы убрать из них растения, характерные только для ХХ века, но по крайней мере самых худших несоответствий удалось избежать.

Крис Николсон из Национального фонда рассказал мне про экипажи, а также форейторов и лакеев, которые управляли ими и сопровождали их, про систему почтовых карет, которые курсировали по стране. У Джуллиан Литтон из музея Виктории и Альберта я узнала точные размеры алтаря для сцены венчания. Она буквально вздрогнула, когда я спросила ее, использовались ли в те времена серебряные подсвечники — очевидно, что это могло бы стать ужасным ляпом.

Саймону очень хотелось, чтобы сестры Беннет занимались на экране не только рукоделием, поэтому меня попросили выяснить, какими играми, помимо вездесущих карт, одинаково популярных во все времена, развлекались люди в то время. Оказалось, тогда была широко распространена игра в бирюльки — похожая на «pick-a-stick», в которую играют косточками, сделанными в форме колечек и крючков. Также в ходу были игра в слова, представляющая собой раннюю форму Scrabble, и игра с претенциозным названием «Бильбоке», возможно, более известная как «чашка и шарик».

Очевидно, чудесным развлечением, была и игра Bullet Pudding — Стреляющий пудинг: пудинг укладывался в миску с мукой, а на верхушку помещалась пуля. Игроки по очереди отрезали от пудинга по кусочку, и тот игрок, у которого пуля падала с верхушки, должен был доставать ее зубами, стараясь не испачкаться в муке. Эта игра была любимым развлечением юной племянницы Джейн Остен Фэнни Остен Найт.

Выяснение правил бального этикета стало одной из самых увлекательных стадий моих исследований. Ради этого я отправилась в библиотеку в Сесил Шарп Хаус, чтобы узнать, были ли у гостей карточки танцев, подавалось ли полное угощение за столами. В библиотеке хранится множество женских карманных дневников начала XIX века — очаровательных, обтянутых кожей книжечек, которые содержат массу полезной информации, такой, например, как стоимость найма экипажей в Лондоне и перечень глав правящих домов Европы. Среди всего этого я нашла путеводитель по балам, в котором подробно описывалось, как хозяйка бала должна была организовать его: сколько музыкантов следовало пригласить, какую еду подавать, с какими дамами джентльмен обязан был танцевать и так далее. Там же я нашла полезный совет: свечи нужно ставить в специальные подставки, чтобы горячий воск не капал на гостей. Уверена, что многие танцующие остались в неоплатном долгу перед автором «путеводителя».

Возникало множество и других трудных вопросов. Например, чтобы узнать, что носили пасечники в те времена, я обратилась к Карлу Шаулеру (разумеется, он ответил: плащ и черную сетку). А в Британском музее я узнала, какой чек выписывал Дарси — банковский или банкирский, когда давал откупную Уикхему.

Поначалу я не знала даже, когда гусиные перья уступили место металлическим (металлические перья появились около 1830 года). Так или иначе, но все сложности удалось вполне удовлетворительно разрешить.

Помощники режиссера: Пип Шорт, Аманда Нил, Мелани Панарио, Саймон Берд, Энн-Мари Кроуфорд, Сара Уайт

Режиссеру помогают первый, второй и третий помощники. Во время съемок они отвечают за подбор актеров для массовых сцен. Вместе с режиссером они просматривают сценарий и отмечают, сколько человек требуется в каждой сцене и как они должны выглядеть. Например, в сцене на главной улице Меритона режиссер хотел видеть людей на заднем плане. Когда фильм снимается в разных частях страны, массовка обычно набирается из местных жителей. Слишком дорого привозить актеров из Лондона. Но из этого следовало, что Мелани Панарио должна была просмотреть множество альбомов с фотографиями, присланных из агентств со всей страны. Конечно, куда проще было бы предоставить всю работу агентам, дав им заказ найти тридцать человек, но Саймон ясно дал понять, что хотел бы, чтобы в массовке были лица, соответствующие тому времени. Затем список состава массовки, описание физических особенностей и фотографии актеров были направлены костюмерам и гримерам, чтобы они могли подготовить все необходимое.

Помощники режиссера также организуют чтение сценария и посещают все репетиции. Во время съемок они отвечают за вызов актеров и перевозку их к месту съемок и обратно, а также за моральную поддержку, если таковая необходима.

Финансовый директор: Элейн Доусон

Как помощник по финансовым вопросам, я несу ответственность за ведение отчетности по проекту. Перед началом съемок я помогаю помощнику продюсера подготовить бюджет фильма. Окончательный бюджет — это довольно небольшой документ, но за ним стоят долгие часы детальной разработки. Как только начинаются съемки, я поселяюсь на съемочной площадке и наведываюсь в Лондон один–два раза в неделю. На месте я занимаюсь банковскими расчетами, которые включают в себя подготовку платежей, контроль за выплатой гонораров и оплату счетов за транспорт и снабжение. Я также распределяю и осуществляю различные платежи за наличный расчет, для чего получаю деньги в банке. Эту область моей деятельности вся команда считает самой важной и по понедельникам всегда преувеличенно горячо меня приветствуют, — широкими улыбками, предложениями выпить вечерком в баре и прозвищем «Денежный мешок».

Координатор проекта Джанет Раденковик

Координатор должен быть центральной фигурой, объединяющей руководителей проекта, актеров и съемочную группу. Моя работа — заказать комнаты в гостиницах, которые будут нужны на весь период съемок (или изменить заказ, если график съемок меняется), организовать наем транспорта, наладить медицинское обслуживание, обеспечить страховки и разрешение на съемки для детей-актеров. Я распределяю списки актеров и съемочной группы, копии сценария, графики, сообщения о переездах; слежу, чтобы отснятый материал немедленно забирался курьерами и доставлялся в лабораторию. И еще я единственная, кто знает даты рождения всех участников проекта и организует именинные торты!

Секретарь проекта: Джулия Уэстон

Секретарь проекта включается в состав группы в подготовительный период, чтобы организовать эффективную систему делопроизводства, контакты с агентами и актерами во время кастинга, рассылки экземпляров сценария и контактных списков.

Вся команда отправляется на съемки, оставляя секретаря на оборонительной позиции один на один со срочными бесконечными звонками, требующими немедленного ответа, и далекой съемочной группой, до которой вечно нельзя дозвониться! Время от времени мне «позволяют» помогать на съемочной площадке — перевозить актеров, костюмы и завтраки туда-сюда; стоять у двери, проверяя, чтобы на всех выходящих актерах были надеты шляпы; помогать организаторам съемок в 5 часов утра или прятаться в кустах, чтобы подавать сигналы всадникам.

В течение пяти месяцев съемок может произойти все что угодно, поэтому необходим гибкий подход ко всему, особенно в отношениях с прессой и публикой. Затем большинство участников покидают корабль, а руководящее звено занимается монтажом. Как только устанавливаются стабильные, хотя и хлопотливые рутинные будни, продюсеру доверяют писать буклет, и дни становятся длиннее чем когда-либо. Весь процесс от начала до конца занимает около года. Это путь от разочарований к наградам, от усталости к покою. И хотя есть неприятные моменты, в целом все это невероятно увлекательно.

Семейство Беннетов дома.
Иллюстрация Хью Томпсона
Одна из популярных игр того времени: вариант "метания колец", в которую играли, набрасывая кольца на палочки

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

Подготовка и перевод материалов: Carrie, Olja; редакторы: Romi, Jane
Форум Российского фан-клуба Колина Ферта

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта ajlo.ru без письменного согласия авторов проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. Последняя редакция - 09/05/2012
Copyright © 2008 Olja, Carrie, Romi, Jane

Апропос... Клуб