Ro Raftl. ILDEBRANDO   D'ARCANGELO

МЯГКИЙ, СЕКСУАЛЬНЫЙ, ОДИНОКИЙ1

Зальцбург - 2014

Main page   Back

Foto: Salzburger Festspiele / Johannes Ifkovits

Ro Raftl. Ildebrando D'Arcangelo: Sanft, sexy, solo - freizeit.at

Яркость и искренность чувств. Ильдебрандо Д’Арканджело, мировая звезда с сочным темным голосом, сохраняет равновесие. Соблазняет во всех образах. В начале Зальцбургского фестиваля - как моцартовский мифический развратник Дон Жуан.

    Мягкий и легкий. Никакого шума. Ни тяжелой поступи, ни супермена, ни огненного меча. Ильдебрандо Д’Арканджело. Итак, Архангел, если перевести. Но этот Архангел имеет спортивный вид, черные вьющиеся волосы, шестидневную щетину, и это производит впечатление: выглядит, словно брат кинозвезды Хавьера Бардема. «Разве он не мил?» - уже слышится шепот некоторых дам. Чувствую, что склонна с ними согласиться. Особенно, когда этот Архангел поет. Голос - насыщенно-темный. Не всегда ведь нужен тенор. Дон Жуан Зальцбургского фестиваля должен удовлетворить поклонников. Но остановитесь! Не попадитесь в двойную ловушку! Сразу - чтобы избежать путаницы - первое из заблуждений, от которых предостерегает режиссер Свен-Эрик Бехтольф, говоря о своем видении Дона Жуана: в наше, почти необузданное и бесстыдное. время театральные образы - создания Моцарта и Да Понте - стараются преподнести, как нечто, подобное порнографическому среднестатистическому распутнику XXI века. И вторая крайность - фигура Дона Жуана, как романтического героя, вырастает уже в каких-то мифических пропорциях. Интересно наблюдать, как Бехтольф следует мысли Кьеркегора и продолжает ее 2: «Дон Жуан как стихия, Эрос, родственник Диониса, языческое Божество, вновь возрожденный для церкви. Укрепляя идею духа, церковь делает то же самое для чувственности, исключая ее. Если удовольствие уже существует в растительной или животной форме, то Христианство и его оппоненты переосмысливают его».

    Напротив: «Опера “Дон Жуан” – по крайней мере, на сцене – относится к миру, в котором отношение к сексуальности выражено через подавление и который не обесценивает ее средствами извращенного либерализма и экономически-обусловленной свободы от табу». Необходимое условие существования Дона Жуана – безграничность, беспредельность. Его жизнь, по мнению Къеркегора, в неистовом переплетении бурных эпизодов, не имеющих продолжения и не связанных логикой. Его сексуальность не удовлетворяется, его голод неутолим. Сравним с Фаустом: «Так я мечусь от вожделения к удовлетворению и в удовлетворении изнемогаю от вожделения». Это не имеет ничего общего с лозунгами гражданской свободы наших дней. «Нет, Бехтольф не хочет Дона Жуана “психопатологизировать”», - говорит о своем новом образе Ильдебрандо Д’Арканджело. Моцарт и Да Понте и без того показывают, сколь быстро превращается он из плакатного соблазнителя в проигравшего. «По крайней мере, он остается верен себе. Идет, смеясь, с командором, не просит пощады во имя спасения. Как сделал бы я, как, по всей вероятности, поступил бы почти каждый. Я думаю, эта смерть зачаровывает его, смерть – его истинный соблазн».

Foto: Reuters

    Соблазн… “Seduzione” по-итальянски… Звучит мягко, не стихая, словно навязчивая мелодия. В то же время Дон Жуан верен традициям. Серенада Deh! Vieni alla Finestra нежно растворяется в ночи, а поле битвы вот-вот запылает. Но все же: всей своей личностью синьор Ильдебрандо подчеркивает относительность того, что Къеркегор назвал «стихией»: он энергичен, при всей своей мягкости. Красивый итальянец из Пескары не хочет быть богом. Естественно, это большой плюс - выглядеть как оперный бессердечный охотник за юбками, который в конце приносит ад на сцену. И все же. Нет ничего хуже для певца, чем «неистовое переплетение бурных эпизодов». Как мировая звезда он - поневоле «пожиратель» миль полета. Как Дон Жуан - настоящий чемпион. Он спел это впервые уже в 1993 году в Бонне. Принципиально работает над своими партиями довольно медленно. Систематически и непрерывно. Бережно и осмотрительно. «Хороший сон очень важен для поддержания голоса». В шестнадцать лет он познакомился с Мерилин Хорн, звездой в опере «Ринальдо»: «После обеда она ежедневно ложилась отдыхать. Тогда я не понимал, почему… Теперь-то я знаю», - рассказывает сорокачетырехлетний певец, - «чтобы сохранить голос как можно дольше». Он говорит о настойчивости, дисциплине, уважении, даже смирении. По отношению к своему голосу и к жизни. Forte e gentile. Так написано об Абруццо, о местности и о людях, что живут между горами и морем. Сильный и любезный, радостный, учтивый, мягкий… Слово “gentile” имеет много значений. Ильдебрандо Д’Арканджело олицетворяет их все. Отличный парень, что там говорить. На старом детском фото полуголый, как индеец, верхом среди табуна лошадей. Для него нет большего блаженства, чем быть дома: верховая езда, бег, прогулки по горным лесам. Делать вино, оливковое масло – «никакой ядовитой химии!» – вместе с отцом. Освежиться на природе: «Я люблю ее ароматы». С годами ограничения в еде, насколько это возможно, после сорока лет лишь совсем немного мяса.

Foto: APA/Georg Hochmuth

    Друзья зазывают: «Что ты делаешь там в своей глуши? Приезжай в город! Что тебе здесь не нравится?» - Я отвечаю: «Шоппинг, пробки, движение, плохой воздух, ужасный шум». Музыка. Как звук сфер или нечто подобное, окружающее его еще до рождения. Отец был органистом. Музыка с первого дня, с шести лет - уже как правило. Занятия на фортепиано. Строгие. Почти дрессура. На протяжении десяти лет. Восемь часов в день на каникулах. Мать должна была контролировать занятия. Ильдебрандо смотрел, как другие дети за окном играют в футбол, бегают, шалят. «Мне было грустно. Но. Не “революционер”. Никогда. Моя сестра была сильнее. Раньше воспротивилась: “Basta!”- “Когда тебе будет тринадцать, ты сможешь сам решить”, - сказал мой отец. Вот я и решил в тринадцать: “Хватит!”- Хорошо, а потом… Он спрятал мои книги, закрыл пианино. Я вернулся домой. Нашел мой инструмент закрытым. Почувствовал пустоту. Сожаление. Тоску. Неодолимую. Почти как Ромео по Джульетте». – Он смеется (и, скажу вам, дамы, – так очаровательно!) «Итак, я продолжил. Никакого драматизма». Ни одного сердитого слова об отце. «Он был просто очень строгим. Старый стиль». Сейчас же сын чувствует благодарность. И отец - лучший друг, когда Ильдебрандо возвращается в Пескару. Возможно, потому, что он и сам - перфекционист. Пианино отошло на второй план, когда он начал петь в региональном любительском хоре Абруццо.

Там он встретил Монику Бачелли, сегодня «великое меццо-сопрано». Она восхищалась его голосом: «Так естественно, красиво, просто фантастически. Ты должен петь в опере!» В опере? Б-р-р! В свое время, когда отец попытался привить ему вкус к «Севильскому цирюльнику», он просто уснул. Моника сказала: «Все же купи пластинку». Это был (как нарочно) «Дон Жуан». «Запись с Карлом Бемом, Дитрихом Фишером-Дискау» - поясняет он. И, что тут говорить, он увлекся. А что же его отец, который всегда был «сдвинут на тенорах»: Корелли, Корелли, Корелли, - так часто, что сломался проигрыватель? Отец только смеялся. Ильдебрандо замечает: «Я тоже улетаю от теноров. Корелли, да. Чудесно. И Йонас Кауфман». Моника привела его к своей учительнице. Он никогда не забудет, как Мария Виттория Романо стояла у окна, курила и улыбалась: «Ты должен! Ты можешь! Ты будешь!» Великий профессор, она была сама неторопливость: за три года только пять партий. Однако со всей изысканностью. Творчески. И все же. Как хочется – нетерпеливо – не довольствоваться только деталями его теперешнего Дона Жуана в ожидании премьеры. Роль господина, который у Д’Арканджело чередовался с ролью слуги Лепорелло. Это факт, что он считается певцом Моцарта, имеет договор с фирмой DG.3 Дискография слишком длинна, чтобы перечислять, и (с течением времени) так же внушителен список DVD: среди этого два раза Дон Жуан4 , там же запись «Анны Болейн» Доницетти с Анной Нетребко и Элиной Гаранча (постановка Венской оперы.) 5

    Восхищает его известный репертуар, востребованный во всех оперных театрах мира: его Фигаро и граф Альмавива из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, его Гульельмо и Дон Альфонсо из Cosi’ fan tutte, его Kоллин из “Богемы” Пуччини, волшебник Алидоро из «Золушки» Россини в недавней забавной постановке Венской оперы. Но… Лозунги времени – быстрее, выше, сильнее… На требовательный вопрос, КОГДА он собирается принять участие в дуэли басов - Филипп II и Великий Инквизитор в «Доне Карлосе», этот совершенно оправданный вопрос певцу, который называет свои образцом Чезаре Сьепи, он мило улыбается и коротко отвечает: «Через десять, самое ближайшее, пять лет!» Архангел, с его элегантным, подвижным басом, остается верен себе. Независимо от происходящего в оперном бизнесе. «Кто твоя учительница?» - хотели узнать члены жюри конкурса Тоти даль Монте в Тревизо после исполнения его первой арии. Тогда ему было шестнадцать 6, семь дней вдали от дома, без денег, он остановился во францисканском монастыре, из еды – только суп для бедных от благочестивых братьев. Двести кандидатов стремятся к победе… Он пел изо дня в день… До полуфинала. «Тогда у меня было чувство: все неправильно, все неправильно, все сделано неправильно. Пока Дирижер Петер Мааг не подошел не сказал мне со своим швейцарским акцентом: В сентябре мы будем работать!» Так я узнал, что выиграл. Не описать гордость отца. А через два года Ильдебрандо победил во второй раз. Потом в женился в двадцать четыре, но ненадолго. И все же: «Азиа, la ragazza, моя восемнадцатилетняя дочь. Подарок. Она поет, играла в музыкальном спектакле Sweenie Todd и снялась в одном итальянском фильме. Это жизнь. Это счастье. Совсем не то, что несет Дон Жуан». Женщины? Невинно отводя глаза, он прикрывается фразой из мыльной оперы: «Я еще не нашел мою миссис Совершенство (Mrs. Right)». Усмехается: «Я еще в поиске. Я не Бог». Ильдебрандо Д’Арканджело сделал Мефистофеля в «Осуждении Фауста» Берлиоза, готовится в ноябре в Бильбао петь в «Аттиле» Верди и в июле следующего года в «Фаусте» Гуно в Берлине. Это значит: гулять и много спать. И много-много работать… Забывая обо всем. Со всей изысканностью. Творчески.

Перевод: Ольга Добренкова

1 Ro Raftl название в оригинале ro.raftl@kurier.at .

2 Полностью см. на сайте

3 В последний год этого договора уже не существует.

4 Это неточность, есть только один ДВД.

Дон Жуан. Мачерата

5 Анна Болена

6 На самом деле, ему было 19, он впервые принимал участие в этом конкурсе в 1989 году.

Main page   Back


Галерея фонов, рамки и клипарт на сайте Lenagold