К а к   с н и м а л и  «Г о р д о с т ь   и   п р е д у б е ж д е н и е»

г л а в а  8

С ъ е м к и

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

 
  На съемки шести часов телевизионного экранного времени было запланировано сто дней. Часто спрашивают, почему съемочный процесс длится так долго. Если снимать в студии несколькими видеокамерами одновременно с разных ракурсов, то дело пойдет гораздо быстрее, но общий вид и ощущение от картины будет совсем другим. Буквальность видеопленки хороша и естественна для новостных программ, но художественные фильмы она обедняет. Поскольку актеров снимают сразу две-три камеры, освещение в павильоне должно быть настолько общим, что от этого неизбежно страдают и атмосфера, и особое настроение в кадре. Кроме того, в этом случае актеры ограничены в движениях, и в результате подчас создается ощущение неестественной, «деревянной» зажатости при игре.

  Наша версия «Гордости и предубеждения» была написана именно как фильм, с большим количеством передвижений как в интерьерах, где мы следуем за актерами из одной комнаты в другую, так и вне помещений, во время продолжительных сцен на природе. А поскольку естественное освещение невозможно контролировать так же, как студийное, график съемок должен был быть организован с учетом этого обстоятельства. Основная задача — каждый день начинать снимать так рано, как только будет достаточно света, и работать до темноты.

  Мы специально спланировали съемки так, чтобы основная их часть пришлась на летние месяцы, однако последние недели неизбежно совпали с периодом, когда часы переводят на осеннее время и значительно сокращается продолжительность светового съемочного дня. Тем не менее это давало нам возможность отразить смену времен года, что является важным моментом для «Гордости и предубеждения», где действие охватывает период около пятнадцати месяцев. Когда Бингли покидает Незерфилд, начинается холодная зима, созвучная по настроению той любовной утрате, которую переживает Джейн. Любовь Дарси к Элизабет расцветает пышным цветом весной, а летом героиня, похоже, уже готова ответить на его чувства. Более мягкие и податливые Джейн и Бингли обручаются осенью; их примеру вскоре следуют Элизабет и Дарси, и действие заканчивается двойной свадьбой к Рождеству.

  Одной из проблем являлось то обстоятельство, что несколько объемных сцен должны были сниматься в осенний период. Это крайне важные сцены — визит леди Кэтрин к Элизабет и второе предложение Дарси. Обе они достаточно длинные и действие обеих должно происходить под открытым небом поздней осенью, когда световой день достаточно короток. Ни один из этих эпизодов, по нашим представлениям, не мог быть снят под дождем. Невозможно себе представить, чтобы леди Кэтрин предложила выйти прогуляться на «ту малюсенькую заросшую лужайку», которую она заприметила в Лонгборне, если на улице лило как из ведра. А для сцены второго предложения было тем более жизненно важно, чтобы погода стояла как можно более романтичная. В довершение наших сложностей Барбара Ли-Хант, которая играла леди Кэтрин, была занята в театре в Лос-Анджелесе и могла вернуться только к последней неделе съемок. Мы намеревались снять сцену второго предложения в начале этой недели, но каждый день на рассвете было пасмурно. Нам оставалось только уповать на то, что погода улучшится, и быстренько переиграть порядок съемок. Это означало, что две из наиболее важных сцен фильма должны сниматься в последний четверг и последнюю пятницу съемочного графика. Это был огромнейший риск, и все страшно беспокоились, что будет ненастно. На самом деле нам просто невероятно повезло: выпало два великолепных, безоблачно ясных, хотя и холодных осенних дня, и в итоге мы успели отснять обе сцены до сумерек.

В о к р у г   к а м е р ы
Первый   помощник   режиссера

  Во время съемок вокруг камеры постоянно работает как единое целое небольшая группа людей. Крайне важно, чтобы все они понимали задачи, которые ставит перед ними режиссер, и были настроены на одну волну. Им приходится действовать в очень близком контакте иногда в буквальном смысле слова, когда они, к примеру, ютятся в одной маленькой комнатке со всем оборудованием для камеры, осветительными приборами, мебелью, ну и, разумеется, с актерами.

  И в центре всего этого находится первый помощник режиссера (1-й помреж), который должен в точности донести желания режиссера до задействованных в съемках данного эпизода членов съемочной группы. Время драгоценно, и поэтому в задачу 1-го помрежа входит обеспечить присутствие всех участников в нужное время в нужной точке со с полным комплектом необходимого оборудования: подставками, опорами и т. д., а также достичь того, чтобы персонал работал дружно, слаженно и гармонично, то есть тактичность и тонкость в общении с людьми для него так же необходимы, как и исполнительность.

О п е р а т о р с к а я  г р у п п а

  Джон Кенуэй выставлял свет для каждого кадра и руководил работой операторской группы. Визуальной связью между Джоном, Саймоном и актерами был оператор Роджер Пирс, так как только его глаза видели все, что снималось в данный момент. Вначале Саймон репетировал сцену с актерами. Роджер мог предложить варианты расширения или улучшения данного эпизода. Он помогал выстроить композицию кадра; например мог попросить слегка передвинуть мебель или отодвинуть подставки и штативы, чтобы добиться лучшей картинки.

  Тем временем оператор Роб Саутэм, отвечающий за наведение на резкость, успевал подготовить камеру к съемке: установить на ней объективы с нужным фокусным расстоянием и проверить все линзы — они должны быть чистыми, без пятнышек и грязи. Пока шли репетиции, он промерял расстояние между объективом камеры и лицами актеров для поддержания изображения в фокусе при возможном передвижении камеры. Адам Коулз заряжал пленку и делал метки на полу или на земле, чтобы во время съемки эпизода актеры вставали на нужную точку, и, когда камера начинала снимать, объявлял сцену и номер кадра и щелкал хлопушкой-нумератором, чтобы синхронизировать звук и изображение.

  Камеру можно держать в руках, на весу, но обычно ее устанавливают на штативе или на специальной операторской тележке на колесиках, которая может катиться по гладкому полу, по специально проложенным доскам или по рельсам, похожим на железнодорожные — это позволяет камере «идти» рядом с актерами, когда они перемещаются. Брендан Джадж, специальный «толкач», передвигал операторскую тележку, следя за ее скоростью, чтобы Роб мог постоянно удерживать изображение в фокусе.

П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь

  Очень важно, чтобы внимание зрителей, погруженных в историю, не отвлекали и не сбивали с толку логические нестыковки. Например, если актер в одном кадре держит в руке бокал, этот бокал не должен испариться неизвестно куда в кадре следующем. За то, чтобы этого не случилось, отвечала Сью Клегг: «Во время съемки каждого кадра я стою рядом с камерой и, проверяя, чтобы актеры говорили точно то, что написано в сценарии, одновременно помечаю все, что они делают в этой сцене. Если они, допустим, садятся или шевелятся, или едят, или пьют, или шьют, или поворачивают голову, я должна отметить, в какой точно момент они это делают. Это может быть достаточно сложно в эпизоде, где занято несколько актеров. Когда часть сцены снимается с другого ракурса, я напоминаю каждому актеру, что именно он делал в прошлый раз и в какой именно момент, чтобы во фрагментах, склеенных монтажером в сцену, было полное соответствие.

О с в е щ е н и е

  Главное в освещении любой сцены — определиться с источником света и его направлением. Если действие происходит днем в комнате, то можно принять, что освещать сцену будет солнечный свет из окна, и для его имитации разместить снаружи, за окнами, большие прожекторы. В современном доме на потолке можно установить общий верхний свет или включить лампы направленного света. Они, как правило, всегда усиливаются рассеянным светом юпитеров, но в кадре при этом все равно создается ощущение, будто комната освещена только точечными светильниками. Так, к примеру, ночью на кухне лицо актера может освещаться светом из открытого холодильника. Но для телевизионной драмы, действие которой происходит в провинциальной Англии 1813 года, возможности применения осветительной аппаратуры ограничены. Уличного освещения тогда не было, в комнатах могли гореть только свечи, и все это создавало сложности для Джона Кенуэя: «В комнате очень трудно достичь эффекта достаточного освещения только пламенем свечей. Я сильно подозреваю, что тогда даже в больших домах, где в просторных залах зажигались канделябры, все равно оставались темными те места, куда не падал прямой свет, а в небольших домах из экономии свечи должны были расходоваться и вовсе скупо. Нам необходимо было соблюсти баланс между правдоподобным распределением света и хорошо различимой картинкой. Если экран слишком темный, глазу приходится сильно напрягаться, чтобы разобрать, что происходит; зрителей это дезориентирует и вызывает нетерпение и раздражение. Я стараюсь добиться от света в кадре необходимого эффекта, сделав его теплым и мягким, и создав ощущение, что он льется из какого-то определенного источника. Если показана роскошная зала с сотнями актеров в костюмах и гриме, а я освещу ее так, что их невозможно будет разглядеть, думаю, никто этим счастлив не будет, пусть даже освещение при этом будет самым что ни на есть аутентичным.

  Сцены, которые снимаются на улице в вечернее время, ставят оператора в особенно затруднительное положение. Что можно использовать в качестве источника света, если на улице темно? Нам помогла, в частности, информация о том, что балы и большие приемы обычно старались устраивать в течение нескольких дней периода полнолуния, чтобы возницы экипажей могли видеть дорогу при проезде по темным улицам. Так что мы всегда подвешивали какую-нибудь «луну» и делали ее голубоватого цвета, что и давало нам основной общий источник света в этих сценах. Затем мы пытались определить , какие точечные осветительные приборы мы можем использовать в качестве дополнительных источников. Во дворах больших поместий, таких, как Пемберли и Незерфилд, имелись металлические подставки для больших факелов, а перед экипажами обычно бежали молодые люди с факелами поменьше, освещая дорогу. Для вечерней сцены у здания ассамблеи, которая снималась в Лекоке, в нескольких домах по этой улице мы разместили большие лампы, чтобы имитировать свет свечей, падающий на дорогу и создающий дополнительную подсветку к тому освещению, которое лилось на улицу из окон самой ассамблеи. Мы также зажгли большой факел перед входом и пустили перед экипажами бегущих людей с факелами. Все это, плюс свет от нашей «луны», дало нам возможность увидеть улицу с подъезжающими экипажами в перспективе и хорошенько разглядеть богато разодетую незерфилдскую компанию, выбирающуюся из кареты. А вообще я сильно подозреваю, что это только операторы-постановщики так беспокоятся, чтобы освещение в кадре было логичным и соответствующим эпохе; а что касается зрителей, то им достаточно знать, что стоит темное время суток, и видеть, что происходит — а все остальные тонкости волнуют их меньше всего».

З в у к

  Записывать диалог для исторической драмы в Англии XX века очень нелегко. Британия — маленький остров, и большие магистрали с их нагруженным транспортным потоком всегда оказываются где-то неподалеку; а если еще и ветер дует не в ту сторону, то тихий отдаленный гул может перерасти в постоянный и отчетливый шум. Кроме того, существуют фургончики с мороженым, тракторы, бензопилы и самолеты — и в задачу Сэма Брекмана входит заглушить как можно больше подобных звуков в районе съемок.

  «Авиабазы — всегда большая проблема, а в Англии их количество, судя по всему, явно превышает справедливую долю. Если место съемок оказывается неподалеку от базы, я встречаюсь с местным военным руководством и пытаюсь достичь соглашения. Очевидно, что с их точки зрения проблемы киносъемочной группы — это ничто в сравнении с важностью поставленных перед ними задач, но они, тем не менее, всегда стараются пойти навстречу. Если у них есть такая возможность, они соглашаются проводить тренировочные полеты в стороне от места съемок, и мы обычно находимся в ежедневном контакте с их контрольной башней, чтобы заранее получить информацию о времени вылетов и организовать съемочный процесс с учетом этого графика».

  Брайану Маршаллу приходится решать, какие именно микрофоны лучше использовать для записи диалогов в каждой конкретной сцене — радиомикрофоны или же подвесной (микрофонная «удочка»). Подвесной микрофон фиксируется на конце длинного шеста, которым управляет Кит Пэмплин, и подсоединяется к записывающему устройству. Радиомикрофоны крепятся к телам актеров под костюмами, и сигналы на записывающее устройство подаются через радиопередатчики. Такие микрофоны обычно используются в сценах, где актеры долго идут, беседуя, или если съемки ведутся издали, и у оператора подвесного микрофона нет возможности подойти к актерам на нужное расстояние и не попасть при этом в кадр. Большинство звукорежиссеров предпочитают использовать подвесной микрофон, когда это возможно.

  При записи звука в помещениях тоже могут возникать проблемы, особенно если в сцене звучит музыка, как это было в двух бальных эпизодах нашего сериала. В принципе, можно было бы снять танцы отдельно от диалогов, но нам хотелось, чтобы танец всегда был частью действия. Брайан решил эту проблему, снабдив каждого танцора крохотными наушниками, а танцевальная музыка воспроизводилась с магнитной фонограммы при помощи электромагнитной индукции: по периметру бальной комнаты проложили провод, который служил передатчиком. Таким образом танцоры слышали музыку и могли под нее танцевать, в то время как в самом зале было тихо, что позволило параллельно записывать диалоги на другую дорожку.

Д ж е н н и ф е р   И л и   и   Э л и з а б е т   Б е н н е т

  Я начинала работу над фильмом с огромным воодушевлением. Я знала, что за все пять месяцев съемок у меня будет только пять выходных дней, так как Элизабет задействована почти в каждой сцене, но меня это совершенно не угнетало. Еще до начала съемок я выучила свою роль на месяц вперед. Это позволило мне чувствовать себя увереннее и также означало, что у меня будет время получше познакомиться со всеми, а не торопиться каждый вечер в свой гостиничный номер срочно заучивать новые куски текста.

  У нас ежедневно уходило около двух часов на то, чтобы надеть костюмы и загримироваться, поэтому мой съемочный день начинался всегда очень рано, между 5:30 и 6:00 утра. Поскольку время, проведенное вне съемочной площадки, было столь драгоценным, я постепенно научилась все быстрее освобождаться от грима и костюма в конце дня. К примеру, я часто вынимала заколки из волос, сидя в ванне.

  Мне казалось, что я — самая везучая на свете, потому что мне выпало провести целое лето, будучи Элизабет Беннет. Это же так здорово, что может быть лучше! Но после десяти недель съемок я чувствовала себя совершенно выжатой и очень уставшей. Меня подбадривали: «Ничего страшного, полпути уже пройдено»; но мне все это вдруг стало казаться устрашающим. Элизабет — замечательный образ, но все равно чувствуешь себя довольно странно: ведь каждый день в течение долгого времени приходится быть кем-то другим, особенно если физически настолько отличаешься от персонажа. К счастью, именно в это время у нас состоялся пятидневный репетиционный период, который проходил в Лондоне, так что рабочие дни были короче, и я смогла немного пожить дома. Я просто отсыпалась — валилась спать при любой возможности, — и эта передышка помогла мне набраться сил на следующие десять недель. Я постепенно научилась приспосабливаться к этому ритму и использовала для отдыха каждый удобный случай. Иногда я засыпала в перерывах между съемками, пока меняли освещение. Невероятно, но однажды мне даже удалось задремать в сидячем положении между первым и вторым дублями!

  Последней сценой, в которой я участвовала, было объяснение с леди Кэтрин де Бер. Когда мы ее отыграли и Саймон крикнул: «Снято!», я вдруг почувствовала себя в состоянии полнейшего шока. Не могла поверить, что все закончилось. Это совсем не похоже на игру в театре в течение пяти месяцев, потому что, отыграв в спектакле, остальное время можно жить обычной жизнью. А это были пять месяцев, проведенных вдали от всего привычного — примерно как в плавании. Хорошо было вернуться к нормальной жизни, но мне стало грустно оттого, что все закончилось. Мое лето в образе Элизабет Беннет было просто чудесным.

Съемки на открытом воздухе
Второе предложение Дарси
Решающая сцена с леди Кэтрин

Киносъемочная группа за работой
Брендан монтирует рельсы
Движение камеры по рельсам
Как первая, так и последняя сцены фильма снимались при помощи камеры Steadicam
Статичные кадры с пометками для установки камеры
Столовая Незерфилда: сервировка стола между съемками
«Трудности» актерской профессии
Брайан записывает звук в интерьере и на открытом воздухе
Результат побудки в 4 утра для Люси Дэвис

На Главную    Содержание    Предыдущая    Следующая

Подготовка и перевод материалов: Carrie, Olja; редакторы: Romi, Jane
Форум Российского фан-клуба Колина Ферта

Запрещена полная или частичная перепечатка материалов сайта ajlo.ru без письменного согласия авторов проекта. Допускается создание ссылки на материалы сайта в виде гипертекста. Последняя редакция - 12/05/2012
Copyright © 2008 Olja, Carrie, Romi, Jane

Апропос... Клуб